Запуск массового производства

LiveMap

Мотошлемы с системой дополненной реальности (AR) - абсолютно уникального продукта, аналогов которого пока не существует
В начале 2018 года к нам обратился Андрей Артищев, создатель известного носимого электронного медицинского прибора "Мастер Осанки". Он попросил помощи в разработке и организации производства мотошлемов Livemap с системой дополненной реальности (Augmented Reality - AR) - абсолютно уникального продукта, аналогов которого не существует.
Идея проекта появилась еще в 2011 году, когда только появилась гражданская технология проекции изображения на лобовое стекло автомобиля (HUD). Казалось бы, если это можно сделать в машине, почему бы не сделать такое и для мотоцикла? Поиск в интернете, к удивлению, не дал никаких результатов: ни в русскоязычном, ни в американском, ни в японском сегменте сети результатов не было. Вопросы на мотофорумах тоже результата не дали, зато сами эти вопросы стали всё чаще появляться в поиске. Через пару лет оказалось, что этим продуктом интересуется довольно много людей, которые стали обращаться к автору с вопросом, когда же будет готовый продукт. Это вызвало искреннее недоумение, которое, с ростом количества вопросов, вскоре переросло в мысль: почему бы и правда не сделать такой шлем, в котором будет проекция на визоре, по аналогии с автомобильным HUD.
В результате изысканий внимание привлек новейший авиационный шлем американских ВВС, применяемый в современных истребителях F22 и F35. В нем использовалась сложная проекционная технология, и ситуация осложнялась еще и тем, что каждый шлем делается полностью индивидуально, под каждого пилота.
Стоимость такого шлема, в итоге, составляет более 600 тысяч долларов.
Эта концепция была взята за основу. Удалось найти производителя оптических компонентов для этих шлемов и получить образцы для создания первого концепта. Получившаяся конструкция была громоздкой, требовалось жесткое соединение элементов проекционной системы для "попадания" отражения на зрачок, шлем был огромным и тяжелым. Кроме того оказалось, что такое решение не пройдет амологацию для использования на дорогах общего пользования, проще говоря, сертификацию по стандартам безопасности для мотоциклетных шлемов.
Решение оказалось неплохим 'proof of concept', и заняло призовые места на международных ИТ и стартап-конкурсах, в том числе Intel TechCrunch Battle, что позволило получить деньги на дальнейшую разработку.

К 2017 году был сделан очередной прототип: проекционная часть разделена, компоненты размещены в «безопасных» зонах, что теоретически делало возможным сертификацию.

Этот прототип был показан на CES в Лас-Вегасе, и вызвал бурный интерес со стороны пользователей и потенциальных инвесторов.
К этому моменту функционал, технологически заложенный в решение, позволял заменить все гаджеты, обычно используемые мотоциклистами, и разместить их внутри шлема:
  • навигатор со встроенным GPS и интегрированными картами,
  • интерком,
  • беспроводная связь,
  • экшен камера (как GoPro),
  • голосовое управление по аналогии с «эй, Гугл», «эй, Сири»,
  • и ряд других перспективных решений.
Но только в 2018 году технологический скачок и миниатюризация технологических процессов в электронике позволили разработать по-настоящему компактное решение с длительным временем работы и получить полнофункциональныйи безопасный шлем, который габаритами и весом не отличается от обычных мотошлемов. При этом цена в рознице получилась аналогичной тому, как если бы пользователь купил топовый шлем, навигатор, блютус гарнитуру и камеру.
Сейчас мы закончили индустриальный и механический дизайн и сделали модель нового предсерийного прототипа, который появится в начале 2019 года. Не могу показать фотографии, но это будет просто космос!
Михаил Рогов
Managing Partner
При всем при этом, у нашего шлема есть множество конкурентных преимуществ, начиная от того, что все девайсы уже интегрированы, не требуется куча разных зарядок, креплений и прочего, плюс множество дополнительных «мобильных» функций, к примеру:
    • возможности использования интернет-соединения (через мобильный телефон пользователя) для стриминга живого видео с камеры шлема в соцсети и на ютуб;
    • получения данных о пробках и погоде, уведомлений о новых сообщениях;
    • возможность голосовых звонков, прослушивания музыки, управления плэй листами;
    • соединение с бортовой системой мотоцикла и получение различной технической информации (параметры работы двигателя, давление в шинах, состояние колодок, ошибки, сервисные интервалы, и пр.), вывода ее на визор шлема.
      Всё это позволяет с уверенностью назвать этот шлем действительно первым настоящим умным мотошлемом с HUD и системой дополненной реальности (AR). Этот продукт позволяет пользователю решать ежедневные/сиюминутные задачи, избавляет от лишних устройств, облегчает основную задачу – пилотирование мотоцикла, не отвлекая внимание от дороги.
      На рынке же в целом, ситуация немного другая. Наше тестирование всех существующих на рынке VR/AR продуктов показало, что:
      К сожалению, все существующие проекты в области дополненной и виртуальной реальности - не более, чем игрушки или тестирование технологий. У них нет реального применения или целей, которые бы ежеминутно решали потребности пользователей.
      У них нет жизненного цикла, есть только хайп и горстка "энтузиастов", либо ит-специалистов, которые так же проверяют какие-то решения "на перспективу". Последний в списке – компания ODG (Osterhaut Design Group), известный в США разработчик очков дополненной реальности в B2B и B2G нишах – на днях обанкротилась и распродает патенты.
      На очереди компания Meta, которая так же выходит из игры: их очередной раунд финансирования (уже третий) – провалился, 75% сотрудников отправлены в бессрочный отпуск.
      В декабре 2018 Intel отказалась от проекта умных «обычных» очков Vaunt.
      Платформа дополненной реальности Blippar с инвестициями 137млн. долларов заявила о закрытии.
      Единственная компания, которая еще на плаву – Magic Leap, однако и это не более, чем дорогостоящая игрушка, работающая только внутри помещения, в которую уже вложили более двух миллиардов долларов. Но и у них нет действующей бизнес-модели и источника возврата вложенных средств. Уже ходят слухи о возможном скором закрытии проекта.
      Отсюда рождается недоверие покупателей традиционных продуктов, скептиков и консерваторов, которые составляют 80% рынка, и которые начинают применять новые технологии только после того, как те начинают широко рекламироваться, или ими активно пользуются их друзья и родственники.
      Поэтому в настоящее время новые продукты в области VR/AR являются "проектом ради проекта", без перспектив широкого применения и, соответственно, возврата инвестиций. Такими проектами занимаются в основном крупные технологические компании, ради того, чтобы застолбить место, получить патенты, протестировать новые идеи и технологии.
      Однако, как мы видим на примере нашего шлема, случаются и настоящие прорывы, которые имеют высокий потенциал и открывают новые ниши. В перспективе такие решения привлекают внимание лидеров рынка традиционных продуктов и сами становятся «традиционными».

      После презентации прототипа на CES многие недобросовестные конкуренты подхватили «идею» продукта, но их не интересуют вопросы безопасности, либо удобства и функциональности решения. Их цель — быть первыми на рынке и стричь купоны «на хайпе».
      Они заявляются на краудфандинговых площадках, собирают огромные средства и предзаказы, делают «приставку» в виде волновода, либо микродисплея, и засовывают это в дешевый шлем. Профит!
      Мало того, что эти решения не проходят по стандартам сертификации и небезопасны, так еще и эти новоявленные компании банально «кидают» людей.
      Примером является фирма Scully, которая засунула гугл-глас в шлем, назвав это первых шлемом с HUD дисплеем и дополненной реальностью. Собрали деньги на кикстартере, купили спорткары и пентхаусы, после чего объявили себя банкротами.
      Аналогичная ситуация с Crosshelmet, Jarvish, Scully2, Digilence (пытались продать решение на волноводах для BMW и SENA), и ряд других локальных проектов в Европе и Азии. Все заявляют о своей уникальности и соответствии стандартам, однако никто из них не прошел сертификацию и не может предоставить доказательства.
      Такой подход здорово портит ситуацию и осложняет сотрудничество с мотопроизводителями и производителями шлемов из первой десятки. Все обожглись на этой теме и не хотят очередного «развода». Поэтому сначала хотят видеть работающий прототип и подтверждение прохождения сертификации. Однако, первый, кто поверит в эту технологию и сделает совместный пилот, получает всё. Как говорится: «кто первый встал, того и тапки».
      С появлением на дорогах беспилотного транспорта особенно остро встал вопрос о том, как научить машины и мотоциклы "видеть" друг друга - в потоке, ночью, в закрытых поворотах. как информировать водителя о возможном столкновении? в машинах есть система Эйдас, - та самая лампочка в зеркалах, когда в мертвой зоне появляется другая машина.
      С развитием беспилотного транспорта и систем распознаванияи различных оптических решений, и систем беспроводной связи и виртуального облака (на базе bluetooth 5.0) - можно получать и обмениваться информацией о множестве дорожных объектов, получать информацию об их скорости и траектории движения. Но как безопасно донести эту информацию до водителя, не отвлекая его внимания от дороги и управления транспортным средством? В машине здорово помогает проекция на лобовое стекло. В мотоцикле же, до настоящего времени, эту функцию может выполнять только приборная панель (со встроенным экраном), либо голосовые оповещения через интерком/блютус гарнитуру в шлеме.
      Для решения этих проблем в 2018 году был создан консорциум производителей, куда входят крупнейшие компании из автобизнеса, производители электронных авто-компонентов (BOSСH, Continental, Sony и пр.), научные и проектные институты, сертификационные бюро. Совместно они должны представить новый единый стандарт и технологическое решение.
      На специализированных выставках в 3 квартале мы встречались с представителями Консорциума, презентовали решение, которое многим понравилось. Если получится продвинуть наше решение на этом уровне, то технология станет обязательной для всех производителей.
      Такой проект, очевидно, требует серьезных инвестиций. Как уже было сказано выше, все хотят видеть законченный продукт, готовый к сертификации. Никто не хочет рисковать и выделять деньги на разработку, либо ставят кабальные условия, делающие работу над проектом бессмысленной с точки зрения получения прибыли для создателей продукта. Поэтому, компания изначально рассматривает два пути развития - самостоятельный, с собственной дистрибуцией, собственной организацией производства, от малого к большему. Этот путь долог, затратен, требует значительных усилий для продвижения и организации продаж.
      Этот путь является приоритетным. для каждого потенциального «партнера» делается отдельная таргетированная презентация, где отмечаются вехи и события, путь развития в истории этого партнера, и рисуется перспектива и акцент именно с учетом специфики работы партнера. такой подход позволяет «зацепить» партнера и вовлечь его в дальнейший переговорный процесс.
      А для того, чтобы дальнейшие переговоры не были голословными, и не выглядели как выманивание денег, надо доказать, что проект существует не только на бумаге. Необходимо предоставить действующие контракты и соглашения о сотрудничестве на массовое производство всех элементов системы, конечную сборку, тестирование и сертификацию продукта.
      Это и явилось одной из причин, по которой Андрей обратился к нам в Green Mountain. За этот год мы провели поиск и переговоры с рядом производственных партнеров, поставщиков комплектующих, вышли на крупнейших производителей мобильных чипсетов, шлемов и комплектующих. Для этого мы провели огромное количество переговоров, видео-конференций, организовали поездки по заводам и головным офисам производителей.
      Получили предложения, определились с минимальным размером партий для компонентов и финального продукта. Это позволило построить четкий, детальный бизнес-план, финансовую модель, оценить себестоимость продукта, понять внутреннюю логистику, оценить свою потенциальную прибыль, показать прибыль в каналах дистрибуции.

      Участие в специализированных мотовыставках позволило найти дистрибьюторов, провести фокус-группы среди потенциальных покупателей, оценить традиционный рынок в разрезе продаж шлемов, гаджетов, новых мотоциклов; посчитать потенциальное количество шлемов, которое мы можем реализовать в каждом канале.

      Именно всесторонняя подготовка к реализации проекта, на всех этапах, позволяет привлечь инвесторов и потенциальных партнеров и довести продукт до массового рынка.

      В январе-феврале 2019 года макет финального прототипа будет показан на новом CES в Лас-Вегасе, после чего начнется производство "тестовых комплектов" для отладки и сертификации. Именно этот этап станет ключевым в дальнейшей совместной реализации проекта.

      Если у Вас есть идея, или уже готовый продукт, производство которого Вы хотите наладить – смело обращайтесь, мы подхватим Ваш проект и поможем вывести его на рынок!

      Михаил Рогов
      Managing Partner